СПб МАПО Ф.Н.Рябчук, В.А.Александрова,З.И.Пирогова
 
 
 
 
Ф.Н. Рябчук, доцент кафедры педиатрии СПб МАПО
 

 

О питании школьника 

Ревнова Мария Олеговна – профессор, заведующая педиатрическим отделением 4 СПбГПМА, доктор медицинских наук 

   Наверное, не всегда правильно то, что подаваемая информация о питании имеет в основе своем отрицание - дети и их родители прекрасно знают, какие продукты нельзя употреблять в пищу. Однако если родители это знают и следуют запретам, то дети, зная, что чипсы, газированные напитки, пережаренные сухарики - это вредно и плохо, считают геройством это съесть.

   К тому же, при отсутствии определенной системы знаний у самого подростка  о негативных последствиях систематического употребления нежелательных продуктов вместо обычных завтрака, обеда и ужина, подросток  ест, что хочет и на что хватило денег. А хочет он именно того, что  на самом деле едой не является.

   Я как врач отделения, работающий долгое время с детьми разного возраста с различными заболеваниями, прекрасно вижу, что множество болезней (и не обязательно желудка и кишечника) начинаются с неправильного питания ребенка. В этом списке не последнее место занимает ожирение, а также обратное ему состояние - неврогенная анорексия. К сожалению, в разговоре с подростками часто приходится идти от заболевания, так как не всегда в семье сформирован стереотип здорового питания.

    Например, по данным главного детского диетолога Санкт-Петербурга Е.М.Булатовой, исследование пищевого поведения современных школьников выявило его грубые нарушения, свидетельствующие о том, что в обществе исчезает  понятие культуры питания. Многие старшие школьники, отвечая на вопрос об обеде, не имеют представление о том, что нормальный обед должен состоять из нескольких блюд. Обед, по их мнению, это прием пищи в середине дня после возвращения из школы. В лучшем случае - это горячее первое или второе блюдо, когда же подросток предоставлен самому себе - это бутерброды, чипсы, продукты типа "бизнес-ланч". Работами НИИ питания РАМН установлено, что качество питания часто не связано с материальным достатком семьи и что часто в семьях финансово прекрасно обеспеченных имеются грубые нарушения рациона питания, что обусловлено недостаточной информированностью в вопросах здорового питания.

    В последние годы в связи с возросшим интересом государственных структур к проблемам детства обращено внимание на питание школьников. В частности, анализ организации горячего питания  школьников в стране показал, что в 2005/2006 году охват горячим питанием составил в среднем 63%, из них в 5-11 классах - 53%. Неблагоприятные по этим показателям  - республика Дагестан, районы Астраханской области, Ярославской области и других. В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность. Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. В связи с этим главным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко постановлено оптимизировать рационы питания детей общеобразовательных учреждений и, в первую очередь, продуктами, обогащенными витаминами и минералами. Например, широко используются поливитаминные комплексы серии "Золотой Шар".

   Кратко остановимся на основах физиологии пищеварения.

В процессе жизнедеятельности организм человека расходует значительное количество энергии, поэтому, естественно, извне в организм должны поступать вещества, при переработке которых выделяется энергия.  Вместе с тем организм человека не способен усваивать белки, жиры, углеводы и ряд других веществ без предварительной обработки, которую производит пищеварительная система. Здесь осуществляется механическая обработка пищи (измельчение, причем, чем мельче, тем лучше, перемешивание, перемещение) и секреция пищеварительных соков, участвующих в химической обработке пищи. Продвижение пищевого комка от ротовой полости до прямой кишки осуществляется с помощью волнообразных сокращений мышц.

   В различных отделах желудочно-кишечного тракта происходят свои воздействия на пищевой комок: во рту начинается начальная ферментация пищи при помощи слюны, в желудке расщепляются в основном белки (например, мясо). В кишечнике по мере продвижения пищи происходит ее дальнейшее переваривание с помощью мощных ферментов поджелудочной железы и ферментов тонкой кишки и далее, начиная с тонкой кишки и начального ее отдела - 12-перстной кишки, расщепленная пища всасывается. Толстая кишка служит резервуаром для каловых масс, играет роль в микробном расщеплении пищевых остатков и всасывании воды. Вся эта сложнейшая система регулируется гормонами, биологически активными веществами, вегетативной нервной системой и пр. Таким образом, последовательная обработка пищи и всасывание осуществляется в результате деятельности невероятно сложного тонкого механизма, поломка которого приводит к различным заболеваниям, что не входит в тему сегодняшней статьи.

  Возможности организма, даже молодого, не беспредельны - еда всухомятку или сопровождаемая газированными напитками (пепси, кока-кола, пиво, фанта), ментолосодержащие конфеты, чипсы, продукты фаст-фуд, богатые легкоусвояемыми углеводами, бесконечное курение - прямой путь к нарушению сложного механизма, регулирующего функцию желудочно-кишечного тракта. Я вижу, как "помолодели" язвы желудка и 12-перстной кишки, часто встречающиеся теперь у 8-9 летних детей, хотя раньше это было казуистикой.

Детям младшего школьного возраста лучше всего давать с собой соки, предназначенные для детского питания, например, соки «Тёма». Соки, предназначенные для детского питания, имеют преимущество перед «обычными» соками, поскольку санитарные требования к изготовлению такой продукции намного выше – она не должна содержать красителей, консервантов и прочих добавок. В ассортимент «Темы» входят яблочно-клюквенный, яблочно-смородиновый и яблочно-шиповниковый соки, а так же множество других – что позволит существенно отвлечь ребенка от употребления газированных напитков.

   Правильное питание одновременно и просто и сложно: питаться желательно не менее 3 раз в день, в одно и то же время (учение И.П.Павлова никто не отменял). В рационе должны присутствовать молоко, молочные продукты (кефир, ряженка, сметана, йогурты, творог, сыры), мясо, птица, рыба, зерновые, овощи в приготовленном и сыром видах, фрукты.  Школьникам можно широко использовать практически все сорта мяса, птицы, так как они в связи с содержанием в них большого количества полноценных белков являются необходимыми растущему организму продуктами, особенно полезно мясо индейки. Рыба по питательным свойствам равноценна мясу. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью в связи с содержанием в нем большого количества полиненасыщенных жирных кислот, необходимых организму. Морепродукты также очень полезны в связи с повышенным содержанием йода, фтора, меди.

   Яйца (куриные, перепелиные, обязательно сваренные) являются необходимым продуктом, благодаря содержанию в них белков, жиров, витаминов А, В1, В2, Е.

Наряду со сливочным маслом обязательно должно использоваться растительное, так как в нем содержатся полиненасыщенные жирные кислоты.

   Овощи - картофель, бобовые, морковь, свекла, тыква, репа, кабачки, огурцы, помидоры, лук, зеленые салаты, щавель, шпинат и т.д. являются обязательными в рационально составленной диете. В овощах содержатся большое количество солей, витаминов, а также клетчатки, являющейся регулятором моторной активности желудочно-кишечного тракта. И играющей огромную роль в профилактике рака толстой кишки. В процессе варки овощей с целью сохранения витаминов после промывания и чистки  их заливают крутым кипятком, чтобы вода полностью их покрывала, и варят до готовности под закрытой крышкой. В готовый борщ желательно добавить предварительно отжатый свекольный сок и лишь довести до кипения. Очень полезен печеный картофель. В странах Европы и США, где пропагандируется здоровое питание, обязательна подача к обеду различных салатов, приготовленных из сырых овощей и зелени, и заправленных растительным маслом.

Фрукты и ягоды желательно давать в свежем виде, зимой возможно использование замороженных ягод.

   Крупы должны быть представлены очень широким ассортиментом. Наиболее ценными по белковому и минеральному составу являются бобовые (фасоль, чечевица, соя, горох), гречневая, овсяная, кукурузная крупы. Крупу необходимо разварить в воде и только после готовности добавить молоко, масло кладут в снятую с огня кашу.

   Хлеб является ценным питательным продуктом, желательно употреблять хлеб грубого помола.

  Для завтрака можно использовать готовые каши, кукурузные хлопья, сухие завтраки, заливая их молоком.

Супы (мясные и овощные) как сильные возбудители секреции желудочного сока являются обязательной составляющей обеда. Для повышения аппетита школьникам перед обедом возможна дача в небольших количествах сыра, селедки, икры и др.

В крупных городах лучше не использовать для питья водопроводную воду, это правило касается как детей, так и взрослых. Для приготовления пищи детям лучше использовать бутилированную или фильтрованную воду.

   Для ориентировочного подсчета количества продуктов для подростков 14-17 лет можно воспользоваться этой схемой (по данным института питания РАМН):

Молочные продукты: молоко и молочные продукты - 500 мл, творог + изделия из него - 50 г, сметана, сливки - 15 мл, сыр - 15-20 г. Мясо, рыба, яйца: мясо - 200 г, рыба - 70-100 г, яйцо - 1.Хлеб, крупы, макаронные изделия, бобовые: хлеб ржаной - 150 г, булка - 250 г, крупы - 50-60 г, сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар - 100 г. 

Жиры: жиры животные - 30 г, масло растительное - 15г. Картофель и овощи: картофель - 300 г, овощи 300-400 г. Фрукты, ягоды: 150-500 г. Соль: 5-10 г.

Еще раз повторю, что не нужно впадать в крайности и совершенно необязательно взрослому парню или девушке измерять количество необходимого питания, однако, знать о них нужно. Например, не нужно каждый день есть 50 г. творога, а вот кисломолочные продукты желательно употреблять в пищу ежедневно.

   Для улучшения функционального состояния желудочно-кишечного тракта необходимы препараты, нормализующие микрофлору кишечника.

Кроме того, в любом возрасте важны так называемые  пробиотики, к которым оносятся любые живые лакто-, бифидо-, колибактерии, вводимые извне в препаратах. Лакто- и бифидофлора составляет основу нормальной микрофлоры человека, участвует в процессах пищеварения, стабилизирует иммунитет, подавляет рост патогенных микробов. Физиологически активные, живые бифидо- и лактобактерии  содержит НариЛак Форте. Незаменим НариЛак Форте в осеннее-зимний период, когда происходит снижение иммунитета.  Детям назначается по 2 десертные ложки 2-3раза в день  после еды, курсом 20 дней.

При снижении иммунитета, малокровии  возможно употребление детского гематогена (при отсутствии аллергии на мед, патоку и молоко). Гематоген - лекарственный препарат, изготовляемый из дефибринированной крови  скота с добавлением сахарного сиропа и этилового спирта. Применяют при малокровии, истощении, упадке питания. Детский гематоген, выпускаемый в плитках, содержит сухую кровь, аскорбиновую кислоту, сахар, патоку, мед и сгущенное молоко.

Завершая эту статью, хочется сказать, что для нормального питания школьника родителям, не соблюдающим хотя бы основные принципы здорового питания, стоит пересмотреть и свои пищевые привычки.

Связь со специалистом